Ливанов против будущего

16 августа 2013 - Droid
article2888.jpg

Ливанов против будущего

 

Новый министр образования РФ Дмитрий Ливанов не устает поражать — главным образом тем, что в рыночном радикализме превзошел своего предшественника Андрея Фурсенко. Казалось, невозможная задача, но бывший ректор МИСиС справился

Кстати, предыдущее место работы он оставил не без скандала.

Ниже — небольшой разбор его "программных реплик", приведенных "Московскими новостями".

1. "У нас будут созданы лиги университетов: кто-то будет в высшей лиге, кто-то будет в средней, а кто-то окажется внизу, то есть будут лидеры и аутсайдеры, государственная поддержка будет осуществляться дифференцированно по отношению к этим группам. И, собственно говоря, это единственный способ развития для высшего образования".

Такой подход, видимо, предполагает, что вузы буду конкурировать друг с другом за государственную поддержку и почетное место в "высшей лиге". Но классическая модель конкуренции основана на равенстве шансов. Здесь же условия изначально неравны. Очевидно, что в "высшей лиге" окажутся те, кто и сейчас пользуется максимальной поддержкой, а среди аутсайдеров — те, у кого нет никакой возможности вступить в полноценное соревнование.

МГУ и так получает гораздо больше других университетов, однако это не мешает его свободному падению в международных рейтингах, о котором говорит сам же Ливанов. Несомненно, Московский университет автоматически попадет в "высшую лигу", будет получать еще больше, но без структурных реформ все эти деньги уйдут в песок. Зато остальные вузы будут зачислены в "аутсайдеры" и приобретут полуофициальный статус ПТУ. Результат у такого "единственно правильного пути" один — снижение доступности образования, рост социального расслоения и неравенства.

2. "Чтобы университет был хорошим и качественным, надо соединить три компонента — это хорошие студенты, хорошие сотрудники и качественное управление. Прежде всего, система образования очень у нас архаична. Не говорю о 5-летнем образовании, но даже 4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура — это устаревшее. Мы догоняем поезд, который уже ушел. Надо говорить о схеме 2+2+2: бакалавриат разбивается на общий и прикладной и дополняется интенсивными курсами".

Непонятна сама интенция — все время кого-то догонять. Введение магистратуры сопровождается чудовищными накладками, часто — дополнительными условиями и сложностями при поступлении, иногда — откровенным мошенничеством, как в СПбГАСУ, где администрация вымогала у студентов 225 тыс. рублей за переход в аспирантуру.

Полноценный переход к схеме 4+2 до сих пор не осуществлен. Продолжим доламывать программы, добивать традиции, потому что надо поскорее запрыгнуть на уходящий поезд?

3. "Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тем, что используются в России".

Собственные технологии повышают добавленную стоимость в тех элементах производственной цепи, которые находятся в России, укрепляют экономическую независимость, НИОКР — единственный шанс вырвать страну из спирали периферийного сырьевого капитализма… Впрочем, аргументы и возражения Ливанова и других реформаторов не интересуют. Обеспокоит их одно — многотысячные митинги работников образования и волна забастовок госсектора.

С начала 1990-х годов правительственные эксперты доверяют только выдуманному ими самими "рынку", а общество в упор не видят. Им нужна встряска. Сотни тысяч протестующих в системе образования — или этой системы скоро просто не станет.

26 мая 2012 — Илья Матвеев — РСД

Рейтинг: 0 Голосов: 0 413 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Прочитал,- нажми! Поделись с друзьями.