Организуйся в решении проблем своего вуза!

16 августа 2013 - Droid
article2889.jpg

Организуйся в решении проблем своего вуза!

 

Когда государство сокращает финансирование социальных статей бюджета в пользу милитаризации — мы теряем свое законное право на бесплатное и качественное образование и медицину. Принятие нового закона "Об образовании" в его нынешней редакции служит этой задаче. Из него исключены гарантии бесплатности, обязательства государства поддерживать достойный уровень зарплат педагогов и все прочие нормы, обязывающие государство не экономить на народном образовании, а поддерживать и развивать его. Налицо стремление властей поставить всю образовательную систему на платную основу.

С действием последовательных реформ системы образования на практике столкнулась студенты и преподаватели петербургской Государственной художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица (бывшее Мухинское училище). Там с лета 2011 года происходит систематическое сокращение штата профессорско-преподавательского состава, слияние кафедр, остро стоят проблемы с работой библиотеки, столовой, общежития, зарплаты и стипендии ничтожно малы – разумеется, все это негативно сказывается на качестве образовательного процесса. Терпение коллектива Академии лопнуло, когда 25 сентября были уволены еще два преподавателя.

В жалобе студентов "Мухи" говорится, что у них не работает столовая, но есть ужасный буфет с некачественной и дорогой продукцией. Отсутствие горячей воды становится большой проблемой, для студентов, работающих с красками и глиной. Не проводится закупка нового оборудования, необходимые для учебы материалы приобретаются самими студентами и преподавателями. При этом в здании постоянно проходят всякие увеселительные мероприятия, ярмарки, из-за чего перекрываются коридоры, проходы к аудиториям, занятия переносятся в кабинеты, не рассчитанные на такое количество обучающихся.

Реакция ректора на первую встречу инициативной группы студентов была нулевой, как и реакция карманного профсоюзного комитета. Видимо их не интересуют проблемы студентов и задачи, требующие серьезных финансовых вложений. И точно такая же ситуация – почти в каждом вузе России.

То, с чем столкнулись студенты "Мухи" — не личный произвол ректора, это систематическая политика властей. На протяжении многих лет мы видим, как государство постоянно тратит деньги на поддержку приближенных к госаппарату капиталистов от последствий регулярных экономических кризисов, порождаемых капитализмом, тратит огромные средства на "оборонные расходы" и при этом экономят на образовании, урезают выплаты и сокращают штаты работников бюджетной сферы.

Начало организованной низовой борьбы в "Мухе" — хороший пример потенциальной возможности создания независимого профсоюза на основе различных инициативных групп студентов и преподавателей.

Усилия студентов Тамбовского государственного университета показывают, что они способны спасти вузы от слияния. В результате тысячного митинга министр образования Дмитрий Ливанов отменил приказ об объединении Тамбовского государственного университета с Тамбовским государственным техническим университетом, которое предполагалось провести в рамках программы укрупнения вузов и школ (с целью "оптимизации" финансирования). Недавно студенты Государственного университета управления (ГУУ) выступили против объединения с Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Продолжительные выступления студентов Квебека (Канада) показывает, что аналогичные процессы происходят в разных странах и только единство и борьба могут остановить наступление государства на права граждан. В феврале 2012 года Либеральная партия во главе с премьер-министром Шаретом вынуждена была объявить досрочные выборы в парламент с целью получить мандат на подавление протестов. 4 сентября выборы состоялись – и либеральное правительство пало. Это была маленькая Квебекская студенческая революция, символом которой стал красный квадрат.

В Московском государственном университете им. Ломоносова все студенты получали ежемесячную прибавку к стипендии в размере 1200 рублей, которую ректор МГУ Виктор Садовничий выплачивал из внутренних средств университета. В середине сентября ректорат предложил Студенческому совету МГУ одобрить планы администрации по ликвидации "ректорской" надбавки и перераспределение сэкономленных средств сложными и запутанными схемами, в ходе которых ежегодно пропадает около 143 млн бюджетных рублей, в пользу тех, кто не имеет "троек" и пересдач или получает социальную стипендию. Причиной этого было желание сэкономить на налогах (13%), которыми облагалась надбавка, а так же заявление (по словам ректората, оно было сделано по телефону) Минфина о нецелевом расходовании бюджета. В результате листовочной кампании Инициативной группы МГУ по информированию студентов и донесения позиции большинства студентов о сохранении надбавки в прежнем виде до ректората удалось добиться того, что надбавка сохранена. Отличникам и хорошистам ее включили в размер академической стипендии (чтоб не платить с нее налог), все остальные получают ее как раньше.

Успешная практика ряда студенческих инициатив показывает, что победить антиобразовательные начинания власти можно только объединившись против гильотины государства, которая урезает социальный бюджет страны. Создание низовых ячеек управления — инициативных групп на кафедрах, факультетах вузов для решения проблем, от бытовых до управленческих, и их последующее объединение в один общий независимый профсоюз будет являться более эффективным в решении проблем в регулирования трудовых и образовательных конфликтов, контроля за соблюдение прав студентов и преподавателей. Создание низовых ячеек управления позволит контролировать выполнение администрацией вуза своих обязанностей. Противопоставив авторитарному управлению учебным заведением автономию самоуправления, такую как сеть низовых ячеек инициативных групп объединенных в независимый профсоюз — можно добиться многого. Инициативные группы созданы уже во многих вузах Москвы — МГУ, МПГУ, РГГУ, МГУПП, РУДН, Студенческий комитет МГТУ им. Баумана, но не хватает общего объединения групп.

Любую проблему — от не работающей столовой и стипендии ниже прожиточного минимума до слияния и закрытия учебных заведениях — нужно решать, выходя за пределы стен университета — объединять низовые ячейки управления и инициативные группы, только массово осветив происходящее в СМИ. Только при помощи гласности и низового контроля можно влиять на судьбу вашего вуза.


12 ноября 2012 — РСД

Рейтинг: 0 Голосов: 0 490 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Прочитал,- нажми! Поделись с друзьями.