Почему университеты уходят в интернет.

article2820.jpg

Информационный голод сподвигает студентов, преподавателей и тех, кто занимается самообразованием, обращаться в Сеть. За лекциями профессоров и курсами лучших университетов мира. В большом объеме и бесплатно! Зачем вузы-лидеры дарят свою интеллектуальную собственность?

Университет будущего – не помпезное здание в стиле сталинского ампира и не кампус с лужайками между корпусами: вуз завтрашнего дня виртуален: образование перемещается в Сеть. Ведущие мировые вузы и бизнес-школы все чаще начинают предоставлять бесплатный доступ к своим образовательным ресурсам для организации дистанционного обучения, пишет Financial Times (FT). Это категория дистанционного образования (massive open online course), доступного в Интернете учащимся со всего мира. Сегодня бесплатно поучиться можно на сайтах таких лидеров рынка мирового образования, как Harvard University, Stanford University, University of California (Berkeley), Yale University, Columbia University, University of Oxford Webcasts, University of the People. Предоставляемые учебные программы, курсы, аудио и видео лекции – различной тематики, от искусства, социальных наук и литературы до современной истории, точных наук и математики. За символические $3-$6 на сайте Гарварда также можно приобрести бизнес-кейсы на интересующие вас темы. За время своего существования новая технология образования в Сети доказала, что в состоянии полноправно противопоставить себя традиционной лекционно-ориентированной модели и во многом даже превзойти. Потребители могут просматривать онлайн-лекции, причем по несколько раз и в своем собственном темпе, а время лектора может быть использовано более креативно, чем в традиционном формате. И, конечно, изюминкой тут является то, что весь этот контент предоставляется бесплатно.

Почему ведущие университеты отдают свою интеллектуальную собственность онлайн-пользователям бесплатно?

Такой сервис повышает авторитет вуза, привлекает лучших студентов, повышает качество образования. Некоторые вузы, например, MIT (одним из первых запустил свой проект – публикацию в открытом доступе материалов своих образовательных программ), изначально планировали выкладывать информацию в Сеть для своих студентов и выпускников, преподавателей иных вузов. Однако практика показала, что наиболее популярным контент стал среди тех, кто нацелен на самообразование.

Что касается финансовой выгоды, согласно FT, сегодня, используя бизнес-модель «Freemium», мировые лидеры образования ставят перед собой задачу захватить новые рынки, где стратегия предоставления услуг будет таковой: основные услуги предоставляются бесплатно, но за дополнительные нужно заплатить. В этой бизнес-модели – которую обычно используют после создания значительной базы пользователей в Интернете – бесплатная часть контента в конечном счете становится голой костью по отношению к премиальному образовательному ресурсу, за который люди обязаны платить. Логично ожидать, что лидеры традиционного рынка образования и первопроходцы новой бизнес-модели могут начать взимать плату за «товар» в надежде, что люди будут платить за бренд.

Тем не менее, двигаясь этой дорогой, ведущие университеты рискуют.

Бесспорно, у них есть хороший образовательный контент, который совершенствовался десятилетиями, подпитываясь многочисленными качественными исследованиями и инновационными открытиями. Но Интернет снижает барьеры на входе, что делает его доступным для новых, менее известных игроков, которые могут создать большую базу пользователей быстро и с меньшими расходами. Несмотря на то, что бизнес-школы и университеты в России пока не очень расположены самостоятельно систематически предоставлять бесплатный образовательный контент, на российском рынке интернет-образования присутствуют проекты с бесплатным доступом к учебным материалам – видео-лекциям и дистанционным курсам различных тематических направлений

Новая модель продвижения знаний создает новый рынок, а с ним и новый конкурс.

Лучшие университеты мира вскоре могут оказаться конкурирующими по цене образования с менее известными брендами и, возможно, будут проигрывать битву. Поэтому у них есть реальные причины для беспокойства в долгосрочной перспективе, подчеркивает Financial Times. Их преимуществом в конкурентной борьбе были многолетняя репутация и знания, отточенные десятилетиями, которые прежде не «путешествовали» свободно по Сети. Оторвавшись от своего источника, они стали легко копируемы, изменяемы и даже улучшаемы. Высоко мотивированные «подражатели» будут имитировать топовые образовательные учреждения и медленно, но верно строить свою «железную» репутацию. Однако будущее для небрендовых образовательных ресурсов может оказаться не столь светлым, если топовые вузы установят партнерские отношения и выработают единую стратегию, подчеркивает FT. Как, например, в мае 2012 года Гарвардский Университет, Массачусетский технологический институт и Университет Беркли заявили о том, что объединяют усилия, чтобы дать возможность учиться каждому, у кого есть подключение к Интернету. Новый проект получил название edX.

Есть ли будущее у новой модели продвижения знаний, или это «сыр в мышеловке»?

Некоторые приверженцы классической схемы образования полагают, что нет никакой замены для живого общения, что намного важнее смотреть глаза в глаза и «держаться за руки». Это суждение игнорирует тот факт, что сегодня многие пользователи не имеют доступа к качественному контенту и возможности общения с лучшими преподавателями.

Так зачем переплачивать неизвестной бизнес-школе или неэффективному вузу, когда есть доступ к качественным знаниям, проверенным избирательными юзерами, практически бесплатно? К ресурсам, направленным на захват доли на рынке образования, с сервисом, сосредоточенным на пожеланиях клиента, и образованием «по карману», сопоставимому по качеству с традиционным.

Практика публикаций видезаписей лекций в наших вузах пока не сложилась. В том числе потому, что не все вузы готовы показать «товар лицом». Но есть большой пласт отличных преподавателей, ученых и студентов, которым просто необходим обмен знаниями в таком формате.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 715 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Прочитал,- нажми! Поделись с друзьями.

 

 
Публикации