Федеральный государственный стандарт среднего образования ФГОС

article2811.jpg

Школа получила прощальный «подарок» от Фурсенко

Перед отставкой он утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт.

Власти приняли решение более не тратить свое время на обсуждение с обществом нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования, по которому будут учиться наши дети в 10-11 классах. Вчера новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов просто направил в Минюст подписанный его одиозным предшественником Андреем Фурсенко вариант того самого стандарта, который был предложен в прошлом году прежним руководством ведомства и который вызвал тогда буквально шквал критики со стороны научно-педагогической общественности и родителей. Даже Владимир Путин, будучи в то время премьером, сказал тогдашнему министру Андрею Фурсенко, что мнение общества надо бы учитывать.

Минобрнауки и «учло», келейно подправив прежнюю редакцию документа. Никаких обсуждений – как говорил матрос Железняк, «караул устал». Пошли бы, мол, вы, граждане, с вашими предложениями…

Напомним, первый вариант ФГОС для старших классов предусматривал обязательное изучение лишь четырех предметов (если здесь вообще уместно это слово): это «Россия в мире», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), физкультура и некий «индивидуальный проект». Освоение всех остальных дисциплин, включая такие базовые, как история, русский язык и литература, математика и физика, химия и биология, становилось, по сути, факультативом. Хочет молодой человек освоить химию (русский язык, историю, литературу, математику, физику и пр.) – пусть она становится темой его «индивидуального проекта». А не хочет – никто не неволит. Главное – знать, что такое «Россия в мире» (что это за предмет, затруднится ответить, наверное, любой ученый), как спасти свою жизнь (ОБЖ) и быть спортсменом. Ну и создать для развития «творческих способностей» некий «индивидуальный проект» по выбранному предмету. «Химик» в этом случае может вовсе не изучать русский язык, литературу и историю. По логике известного персонажа Фонвизина: «Зачем географию учить, коли на свете извозчики есть?». Впрочем, и Фонвизина теперь знать не обязательно: достаточно, например, быть спецом лишь в одной химии.

В этом стандарте, который пыталось навязать обществу ведомство Фурсенко, нагляднейшим образом проявилась вся «философия» реформаторов от образования.

Школа должна перестать ориентироваться на подготовку творцов

и начать готовить по преимуществу «квалифицированных потребителей».

А такие потребители должны освоить лишь какую-то одну дисциплину. Действительно, «зачем географию учить, коли на свете извозчики есть?»...



Говорят, после полета Гагарина президент Кеннеди

вызвал к себе ближайших советников и велел им

подумать о реформе американской школы,

позаимствовав опыт школы советской.

«А то вскоре все мы будем вынуждены учить русский язык»,

– предостерег Кеннеди.

Состояние нынешней отечественной школы такого беспокойства у него наверняка не вызвало бы.

Ко всему прочему, в предложенном в 2011 году ФГОС присутствовала и столь греющая душу нынешних «реформаторов» меркантильная выгода. Ведь что значит максимальное сужение круга обязательных предметов (до четырех) и максимальное расширение перечня предметов «необязательных»? А то, что за обучение необязательным дисциплинам государство сможет брать с учеников (родителей) деньги. Экономия-то какая! Ранее за обучение по абсолютно всем предметам обязательной школьной программы платить-то не надо было. А теперь многие из этих предметов станут факультативными – за обучение можно и плату взимать.

Все эти моменты ФГОС-2011 возмутили родителей и учителей. В адрес правительства страны было направлено коллективное письмо протеста, которое подписали свыше 20 000 педагогов. Предложенный ведомством Фурсенко ФГОС был фактически забракован.

И как же отреагировала власть на негодование общественности? А в очень свойственной ей манере. Была создана комиссия под председательством главы Курчатовского научного центра; те же люди, которые писали первоначальный вариант стандарта, немного его отредактировали. А потом министр образования и науки (уже новый, поскольку г-н Фурсенко в состав правительства уже не попал) подписал этот обновленный вариант, сделав тем самым Федеральный государственный стандарт внутриведомственным документом. ФГОС для начальной школы, напомним, утверждал российский парламент. А самый ответственный ФГОС – для старшей школы – Минобрнауки решило ввести, по сути, без общественного и депутатского обсуждения.

Да, в новой редакции ФГОС для 10-11 классов обязательных предметов уже не четыре, а гораздо больше: к присутствовавшим в первом варианте документа ОБЖ и физкультуре добавились математика, русский язык и литература, а также иностранный язык (он же станет третьим обязательным ЕГЭ). Вместо «России в мире» появилась история. Кроме того, школьник должен будет выбрать сам не более трех дополнительных курсов. Но здесь его образовательные аппетиты ограничены: общее число учебных часов по этим выбранным предметам не должно превышать 37 в неделю. Тогда преподавание этих дисциплин останется бесплатным. Если же ученик захочет выучить что-то еще – пожалуйста, но за это наверняка придется платить.

Как видим, в новом варианте ФГОС власти все же учли высказанное общественностью недовольство по поводу явно выраженной тенденции к «дебилизации» и монетизации отечественного образования. Но общая «философия» документа и после редакции фактически не изменилась. Та же физика – предмет, формирующий мировоззрение человека – перестал быть обязательным, превратившись в «факультатив». Хочешь изучать физику – подай заявку, не хочешь – знать ее не обязан. Вот и будет школа выпускать в жизнь людей, которые даже не будут знать, как устроен окружающий их мир.

«Если говорить об утвержденном стандарте, – пояснил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, – то естественные науки там выносятся на изучение по выбору, и, кроме того, большая часть развивающих предметов выносится за рамки обязательной программы. Это значит, что Россия переходит к тем стандартам, к которым еще в начале 90-х годов перешли США. Это подготовка тупых, неразвитых потребителей». «Мы видим, – продолжает эксперт, – что с утверждением стандартов государство снимает с себя ответственность за формирование личности в средней общеобразовательной школе, и в течение 5-10 лет мы получим людей малоразвитых, имеющих отрывочные знания, неспособных на интеллектуальный продукт, неспособных творчески что-то делать. Мы получим массу потребителей, для которых главным в жизни будет заработок, и у нас начнутся серьезные социальные проблемы, а главное – Россия не сможет претендовать на роль развивающейся постмодернистской страны. Она окончательно превратится в придаток сырьевой трубы, чего добиваются в первую очередь США».

Новый ФГОС должен вступить в силу с 2020 года.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 652 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Прочитал,- нажми! Поделись с друзьями.

 

 
Публикации