И.В. Сталин. Человек-тайна

20 августа 2013 - Droid
article2896.jpg

И.В. Сталин.  Человек-тайна


Фомин Александр

Об Иосифе Виссарионовиче Сталине известно невероятно много. Жизнь этого человека изучена не то что по дням, а чуть ли не по часам. И в то же время о нем известно поразительно мало. Главный политический враг и антипод Сталина Лев Давидович Троцкий, приложил огромные усилия, чтобы о нем знали как можно больше. Он подробно рассказывал о своих убеждениях, мнениях и вкусах, подробно объяснял, почему придерживается такого мнения или видит ситуацию именно таким образом. Сталин предпринял не меньше усилий, чтобы никто не знал, что же именно он думает, чувствует и понимает.
Простейший вопрос: а на каком языке думал Сталин? Изначально, конечно, на грузинском. А в 1930 году? В 1940-м? По-русски он говорил с акцентом, но это ни о чем не свидетельствует: практически всегда акцент слышен у человека, для которого язык не родной. Сородичи этого акцента могут не слышать, но для носителей языка акцент есть.
Мне доводилось общаться с русскими эмигрантами, которые думали на немецком языке, но говорили на нем с акцентом. Причем я этого акцента не слышал, а немцы — слышали. Так вот — в 1930 и в 1940 году Сталин думал по-русски или по-грузински? Написаны о Сталине тома и тома. Но на этот вопрос никто даже не пытался дать ответа. А сам Сталин никогда на эти темы не говорил и не писал.
Другой вопрос… Сталин начинал как революционер и как сторонник развала Российской империи. Впоследствии, и при том задолго до 1929 года, он стоял на великодержавных позициях, был убежденным врагом распада страны, а к революционной борьбе относился с откровенным отвращением.
В январе 1905 года начинающий революционер Джугашвили в газете "Пролетариатис Брдзола" публикует статью "Класс пролетариев и партия пролетариев". Сказано весьма и весьма определенно: "Прошло то время, когда смело провозглашали: "единая и неделимая Россия". Теперь и ребенок знает, что "единой и неделимой" России не существует, что она давно разделилась..." Оценивайте, если хочется, Джугашвили как предателя и подрывной элемент. Тем более, именно в это время идет война с Японией, солдаты Российской империи (и грузины тоже) проливают кровь на полях боев на Дальнем Востоке.
18 декабря 1917 года Сталин был в числе подписавших постановление СНК о признании государственной независимости Финляндской Республики. 22 декабря на заседании ВЦИК заявил, что СНК "не мог иначе поступить, ибо если народ, в лице своих представителей, требует признания своей независимости, то пролетарское правительство, исходя из принципа предоставления народам права на самоопределение, должно пойти навстречу". И тут же выразил сожаление, что финские рабочие и социал-демократы "очутились в таком положении, что должны принимать свободу не непосредственно из рук социалистов России, а при помощи финской буржуазии".[Сталин И.В. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1947. С. 22-23).]
Но в 1924 году после восстания за независимую Грузию Сталин, по его собственным словам, "приступил к перепашке Грузии от меньшевистско-уклонистского сорняка". Наверное, это была очень успешная прополка, потому что число одних убитых перевалило за 5 тысяч, десятки тысяч злодеев, не желавших жить в империи, были арестованы и сосланы. После 1921 года многие грузинские офицеры бежали в Польшу и там вступали в Войско польское, чтобы продолжать воевать с красными. После 1924 года прошла новая волна грузин-эмигрантов.
Иосиф Виссарионович счел нужным предупредить, что "то, что произошло с Грузией, может повториться по всей России".[Сталин И. В. Собрание сочинений в тринадцати томах. Т. 4. С. 326-327.]
Создавалось, "вне всякого сомнения, не новое государство, а территориальное расширение Российской республики".[Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вермонт, Khronika press, 1984. С. 20.]
"Грузинский опыт показал, что союз есть категорический императив",[Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. С. 26.] и с тех пор все народы СССР поняли, что деваться им некуда.
Конечно, 19 лет — срок большой, за это время многое могло измениться в сознании Иосифа Виссарионовича. В 1924 году он хотел совершенно однозначного присоединения Грузии к России, и никакого распада!
В 1930-е годы диктатор и сверхбольшевик Иосиф Сталин — правитель именно что огромной "единой и неделимой" державы. По рассказам знавших его, он любил слушать пластинки с песнями времен русско-японской войны 1904-1905 годов. Особенно песню "На сопках Маньчжурии" со старыми словами:

… Белеют кресты далеких героев прекрасных

И прошлого тени кружатся вокруг,

Твердят нам о жертвах напрасных.


Сталин по несколько раз переставлял иголку патефона на словах:

Но верьте, еще мы за вас отомстим

И справим кровавую тризну.

Сталин слушал, как рассказывают, вдумчиво и внимательно. Странные вкусы для коммуниста и грузинского националиста. Тем более что у Сталина слово с делом расходилось мало. В 1945 году Сталин вводит войска в Маньчжурию. Кровавое торжество Советской армии над японцами можно трактовать по-разному… но в том числе можно трактовать и как реванш за 1905 год, отмщение за павших на той давней, полузабытой войне. Поступок, немыслимый для члена "партии большевиков". Поступок, естественный для русского императора или русского полководца.
В зрелые годы Сталин любил старинные русские песни и нередко их пел… Порой вместе с русскими сотрудниками. Кем же он чувствовал себя в зрелости? На каком языке думал?
Это — факты, и их приводят все, изучавшие эпоху. Но кто бы мне объяснил — когда именно и почему, под влиянием каких событий Сталин настолько "перековался"? На 180 градусов? Какие умозаключения он делал? В какое именно время и почему? И этот важнейший вопрос тоже остается без ответа.

Можно привести множество не менее ярких примеров, и все они говорят об одном: Сталина мы совершенно не знаем. Мы видим, что он ДЕЛАЛ, но и в этих случаях не очень ясно — правильно ли мы понимаем его поступки? Но мы совершенно не знаем, о чем и как он ДУМАЛ. Тем более, мы можем только смутно догадываться, что Сталин ЧУВСТВОВАЛ.
Джугашвили, происхождение фамилии

По вопросу о происхождении этой фамилии существует две основные версии. Б. Унбегаун (филолог, славист. Профессор Оксфордского университета. Указанный в тексте источник — перевод книги: Unbegaun В.О. Russian Surnames. London, 1972.) утверждает, что Джугашвили — «грузинская фамилия осетинского происхождения» (Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989. С. 186). В фамилии Джугашвили исходная форма — осетинская фамилия «Дзугата» (русск. — Дзугаевы). На грузинской почве имела место метатеза «з-ж» с добавлением в конце грузинского «швили».( Грузинские фамилии легко распознаются благодаря своим окончаниям. Наиболее распространены «-дзе» и «-швили». Первый из них первоначально имел значение «рожденный», второй — значение «сын». В настоящее время семантические различия между этими окончаниями стерлись, и оба они играют роль патронимических суффиксов. Между ними имеется и хронологическое различие: суффикс «-дзе» встречается в более древних фамилиях… Сталин объяснял Айно Куусинен: «Я, между прочим, — настоящий пролетарий. Моя фамилия оканчивается на „-швили", а у кого фамилия на „-идзе" или ,.-адзе" — происходят из дворян и буржуев. И он назвал своих лучших друзей: Енукидзе, Ломинадзе и Орджоникидзе» (Куусинен А. Господь низвергает своих ангелов. Петрозаводск, 1991. С. 22).) В соответствии с этой версией предки Сталина — выходцы из горных сел верховьев рек Большой и Малой Лиахвы Южной Осетии, откуда и переселились в с. Диди Лило (Карсанов А. Документы и материалы к биографии И. В. Сталина //Ираф. 1995. № 3, 7). См. также: Леонидзе.

Согласно другой версии, предай Джукашвили, или Джугашвили попали в с. Диди Лило из с. Джугаани (Кахетия) (Майсурадзе И. Грузинские фамилии. Тифлис, 1950. С. 248). В своей работе автор использовал материалы очерка историка Иване Джавахишвили (И.А. Джавахишвили (1876-1940) — академик АН СССР (1939). ) «О происхождении фамилии вождя народов» (1939 г.; очерк не был опубликован). Однако Джавахишвили признает, что некоторые грузинские фамилии под влиянием русского языка претерпели изменения, и в результате уничтожения древних архивов нет возможности достоверно установить их происхождение и этимологию (см.: Кодолаев Г., Багаев Ч. Кто ты, Сталин? Цхинвал. 1995. С. 8-9).

Укажем, что в осетинском языке слово «дзуга» означает «отара», «стая». Иную этимологию предлагает Гергий Лебанидзе. В статье «Не страшиться испытаний» (Правда. 1988. 1 сент.) он пишет, что «джуга» в переводе с древнегрузинского означает «сталь». И отсюда, как он считает, возник псевдоним — «Сталин». Унбегаун не согласен с ним и утверждает, что псевдоним «Сталин» никак не связан с фамилией Джугашвили, однако приводит (без ссылки на источник) странное толкование слова «джуга» — «мусор». Другой исследователь, видный грузинский писатель Кита Буачидзе, полагает, что «"джуга" означает вовсе не "сталь"; это очень древнее языческое грузинское слово с персидским оттенком, вероятно, распространенное в период иранского владычества над Грузией. Значение, как у многих имен, непереводимо» ("цит. по: Похлебкин В.В. Великий псевдоним. М… 1996. С. 72). Отметим, что Буачидзе косвенно подтверждает осетинскую этимологию слова «джуга» («дзуга»), так как осетинский язык относится к иранской языковой группе.

Следует добавить, что до революции осетинские фамилии в Южной Осетии, за редким исключением, писались с грузинскими окончаниями, особенно после крещения, ибо «… если он христианин, то осетином в полном смысле этого слова уже не является, он уже считается грузином» (Тогошвили Г.Д. Грузино-осетинские взаимоотношения в XV-XVIIJ вв. Тбилиси, 1969. С. 205). Превращению осетинских фамилий в грузинские способствовали также желание определенной части осетин, оказавшихся в результате миграционных процессов среди грузин, быть записанными под грузинскими фамилиями. Это равносильно тому, как самим грузинам казалось русское звучание их фамилий (Цицианов, Андронников и др.) более почетным.

Что же касается историков и литераторов, то одним из первых заявил об осетинском происхождении отца Сталина писатель-эмигрант Григол Робакидзе. Отрывок из его романа «Чаклули сули» (Иена, 1933), озаглавленный «Гороскоп Сталина», был напечатан в газете «Литературная Грузия» (1988. 2 окт.). Об этом же в романе-хронике «Истоки» упомянул Г. Коновалов (см.: Волга. 1967. № II. С. 52). Позже Анатолий Рыбаков писал о родителях Сталина: «Мать была властная женщина, чистокровная грузинка картвели, а отец вроде бы из южных осетин, населявших Горийский уезд. Предки его огрузинились, и дед осетинское „ев" в своей фамилии Джугаев сменил на грузинское „швили"» (Рыбаков А. Дети Арбата. М., 1988. С. 191). Лев Троцкий следующими словами характеризует Сталина: «… грубая неотесанная натура, как и все осетины, живущие в высоких кавказских горах» (Троцкий Л. Сталин. М., 1990. С. 21). А вот цитата из книги Р. Такера: «Иремашвили объясняет (вероятно, несправедливо) грубый и жестокий характер Виссариона его осетинским происхождением. Горцы Осетии известны своими вендеттами» (Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1917-1929 гг. М., 1991. С. 109). Добавим, что из одного сюжета, приводимого в мемуарах генерала армии И.В. Тюленева, следует, что Сталин знал осетинский язык (Тюленев И.В. Крах операции «Эдельвейс». Орджоникидзе, 1975. С. 136).


Биографы справедливо полагают, что ключ ко многим душевным состояниям лежит в детстве будущего диктатора. Сталинисты особенно не любят упоминать два факта из биографии Иосифа Виссарионовича: его сложные отношения в родительской семье, и его принадлежность к криминальному миру. В многотомных славословиях А.А. Бушкова[ Бушков А.Л. Сталин: Ледяной трон. М.2004; Бушков А.А. Сталин: Красный монарх. М., 2004.] вы не найдете ни одного слова об этом. Отрицать этих фактов Бушков, как и другие сталинисты, не может… И просто игнорирует их. Пишет биографию Сталина так, словно фактов не было. А собственно говоря, почему? Здесь лежат ответы на важнейшие вопросы — не только формирования характера, но и причины, по которым Иосиф Джугашвили сделался членом Всероссийской коммунистической партии (большевиков) ВКП(б).
Бушков А.Л. Сталин: Ледяной трон. М.2004; Бушков А.А. Сталин: Красный монарх. М., 2004.
Островский А. В. Джугашвили и Мачабели // Известия Русского генеалогического общества. СПб, 1986.
Но тайны Сталина, загадочного, непостижимого человека, родились до рождения Сталина: фамилия "Джугашвили" буквально означает "сын Джуги", но в Грузии нет и не было имени "Джуга", а в грузинском языке отсутствуют слова с подобным корнем. Возможно, сапожник Виссарион Иванович (сын Вано или Иуане) Джугашвили, был по национальности осетином.[85 — Островский А. В. Джугашвили и Мачабели // Известия Русского генеалогического общества. СПб, 1986]
Есть и версия о том, что Сталин по происхождению горский еврей. Эта ныне популярная версия идет от вышедшего по-французски книги Ивана Крылова "Моя карьера в советском Генштабе".[ Крылов И.И. Моя карьера в советском Генштабе // Новый Прометей. Париж. 1951. Май.] Эмиграция охотно поддерживала версии еврейского происхождения всех советских вождей. Россия им виделась как захваченная евреями страна. Будь Сталин евреем — такой подарок! "Беда" в том, что если джуга на многих наречиях означает еврей, а по-английски еврей – jew(интересно, что в английском имеет также значение обманывать, торговоться), то к грузинсокму это никакого отношения не имеет. По-грузински еврей вовсе не джу, а ибраэли. Впрочем, когда речь заходит о Сталине, самые невероятные вещи могут оказаться реальностью. Ну а если обратиться к осетинскому языку, то в нем еврей – дзуттаг, а еврейка — уираг
Далеко не все считали Виссариона Джугашвили настоящим отцов Иосифа. В числе возможных "отцов" называют и богатого купца Арамянца, и грузинского князя Эгнатошвили, и Н.И. Пржевальского, и князя Голицына. При желании можно найти "подтверждение" любой из этих версий. Или сочинить еще какую-то… например, о происхождении Сталина от инопланетян. Все это, мягко говоря, недостоверно.
Сам Виссарион Джугашвили — тоже личность не из простых и однозначных. Этот сильно пивший, совершенно неграмотный человек никогда не учился в школе. Тем не менее он говорил на грузинском, русском, армянском и тюркском (азербайджанском) языках. Несомненный признак одаренности, никак не раскрывшейся в его убогой судьбе.
Что известно наверняка: сильно пивший Виссарион оставил семью в 1883 году и с тех пор вел "бродячую жизнь". Но когда помер, неизвестно. По одним данным, он был убит в пьяной драке в
1890 году.[Агаилуева С. Двадцать писем к другу. М., 1990.] По другим, дожил до 1909 года и скончался от "букета" болезней.[ Каминский В., Верещагин И. Детство и юность Сталина // Молодая гвардия. 1939. № 12.] Показывают даже его могилу, но Виссарион ли Джугашвили там похоронен, неизвестно.
Классический слух о Сталине-незаконнорожденном тоже что-то не очень достоверен. Говорят, что Виссарион Джугашвили не торопился жениться на красавице Кетеван-Екатерине (Кеке) Геладзе, крепостной князей Амилахвари. Пара долго жила гражданским браком, Иосиф родился вне брака. На улице мальчишки дразнили его "ублюдком".
Эти сведения вообще полный абсурд, потому что дата венчания родителей Иосифа Виссарионовича в Успенском соборе города Гори известна: 17 мая 1874 года. Все их дети родились ПОСЛЕ венчания. Или это очередная байка, призванная хоть в чем-то "опорочить" И.В. Сталина, или современники знали что-то, чего мы не знаем. Например, Иосиф Виссарионович мог быть старше, чем принято полагать. Сам он называл датой своего рождения 9 декабря 1879, тогда как согласно записям в церковных книгах, он родился 6 декабря 1878. Мог, конечно, родиться и раньше, ведь Иосиф — то ли третий, то ли четвертый ребенок в семье. Например, родители могли подделать метрики именно для того, чтобы "сделать" "законным" своего ребенка, представить его родившимся уже в браке. Если так, то Сталину по крайней мере на 5-6 лет больше, чем мы думаем.
Что более достоверно: Виссарион, грубый и жестокий человек, постоянно избивал жену и сына. "Мстил" за незаконность "ублюдка"? Сомнительно. Во всяком случае, пил и бил.
Из этого биографы делают самые глубокомысленные выводы о "формировании садо-мазохистского комплекса" и прочих патологических черт характера. Вплоть до того, что "задержка сексуально-психологического развития Иосифа способствовала укоренению в нем зафиксированных желаний аморального содержания". "Доказательство" этой самой "задержки" очень "сильное" — Сталин любил сосать трубку и "заставлять есть за столом".[http://ricolor.Org/history/rsv/portret/stalin/gensek/2/] По опыту курящего трубку могу сказать, что сосание трубки просто становится привычкой, а грузины, независимо от их комплексов, маниакально гостеприимны. Это тоже могу сказать по опыту общения с грузинами.
Судя по воспоминаниям матери, мальчик рос впечатлительным и нежным. Невероятно? Как раз более чем вероятно. Грубый и черствый от природы человек не будет скрывать фактов своей биографии — ему все равно. Ему ни от каких воспоминаний не больно. Человек душевно чистый и ранимый неизбежно выстроит систему защиты — и своей личной психологической защиты от прошлого, и защиты от любителей лезть грязными руками в его личное.
Не буду обсуждать "комплексов" Сталина — об этом слишком мало что известно. Есть основания считать, что в зрелые годы он бывал избыточно жесток — получал удовольствие от рафинированной восточной жестокости, когда мужья сидевших в лагерях женщин славословили его с трибун и пили за его здоровье на пирах. Порой весьма жестокими средствами он "испытывал" людей, проверяя — что именно человек выдержит? Когда сломается? Так, заставив

М. Булгакова написать откровенно проституточную пьесу "Батум", Сталин утратил к нему интерес: выяснил то, что для него было важно.
Возможно, было и стремление, как говорят психологи, к "гиперкомпенсации": стремление сделаться как можно более значительным человеком. Таким, чтобы стали не важны ни отношения с отцом, ни уличные мальчишки, дразнившие хилого подростка, ни рябое после оспы лицо. Ни само "низкое" происхождение.
Но комплексы комплексами, а система защиты у Сталина точно была. Этой защитой стала колоссальная скрытность. По непроницаемо-спокойному лицу Иосифа Виссарионовича никогда нельзя было понять, что он думает и чувствует. Даже расспрашивая мнение собеседника о книге или историческом событии, И.В. Сталин редко сообщал свое собственное. И вообще он больше слушал, чем говорил.
Сталин умел не сообщать о себе "лишних" сведений. А если и сообщал, то эти сведения "почему-то" всегда противоречили друг другу. Ни один человек не мог предсказать его поведения и быть уверенным в том, что знает о нем "подлинную правду". Полное впечатление, что Сталин сознательно напускал туману. И напустил его столько, что мы теперь даже национальности и даты рождения Сталина достоверно не знаем.
А под личиной Сталин был глубок. Очень глубок. В нем смогла развиться та природная талантливость, которая была и никак не реализовалась у его отца. Если уж приписывать Сталину садизм и равнодушие к людям как следствие детских впечатлений, то с тем же успехом можно приписать ему уверенность в том, что всякий человек исходно — талантлив. И если не проявляет высоких способностей, то исключительно по лености и скверным чертам характера. А что? На примере отца Иосиф видел, что у самых "простых" людей могут быть качества, которые предстоит только раскрыть. Да и на своем собственном опыте Иосиф Виссарионович знал, что способности даются не одним только "буржуям".
Убедиться в этом Иосиф Джугашвили мог уже в Горийском духовном училище, где учился в 1890-1894 годах. Еще одна глупая легенда о Сталине. Якобы он последовательно истреблял всех, кто знал его в детстве или в юности. Но в Гори в Музее Сталина работали как раз люди, которые Сталина хорошо знали с детства. Они зарабатывали деньги тем, что рассказывали о Сталине и его семье экскурсантам. А когда этих людей не стало (просто от старости), оставались и остаются их воспоминания.
По этим воспоминаниям, 8 летнему Сталину были свойственны большая познавательная активность, живой, непосредственный ум. Может быть, эти люди и не могли написать ничего другого? Ах, да!!! Их же пытала и убивала "кровавая гебня", они не могли не славословить Сталина под угрозой пыток и ссылки на Колыму!!! Но тогда получается странная вещь: преподаватели училища. Потому что шестилетний курс он прошел за четыре года, и при том все предметы на "отлично". Наверное, "кровавая гебня" изобрела машину времени и слетала в 1894 год, пугала наганами преподавателей. Потому они И. Джугашвили и пятерки ставили, и в документах отмечали его таланты и активность.
Добавлю еще, что преподавание велось в основном на русском языке, тогда Сталину почти незнакомом.
В Тифлисской духовной семинарии Иосиф Виссарионович тоже проявил недюжинные способности: притом что в семинарии царила обстановка повседневного мелочного контроля, взаимных доносов, введены были строгий режим и почти военная дисциплина. А учился Сталин на "отлично" и не раз был отмечен за успехи. Среди анекдотических утверждений о Сталине (а их невероятно много) есть и такое: "Здесь Сталин перестал стремиться к успехам в учебе, т. к. занялся социалистическим самообразованием и революционной деятельностью".[http://visotki.ru/stalin/gorijskoe_ychilishe.php]
Чем "социалистическое самообразование" отличается от любого другого, вопрос не ко мне. Но что Сталин много читал — это факт.
В квартире Сталина в Кремле и на его дачах были большие библиотеки, с книгами по истории, философии, экономике. Книги постоянно использовались, и не только для развлечения. Сталин читал, делал пометки на полях, выписки (исключительно на русском языке). Эти заметки на полях, записки Сталина многое могли бы разъяснить в его вкусах и интересах… К сожалению, эти заметки мы никогда уже не прочитаем: все книги Сталина и его личный архив были уничтожены сразу же после его смерти.
Любопытная деталь… Известный дипломат В. Семенов, со слов М. Шолохова, рассказал, что в узком кругу Сталин как-то заметил, что не хочет строить дачу для дочери Светланы. Почему? А потому, что "дачу конфискуют на второй день после его смерти". Когда обиженные соратники "замахали руками", Сталин якобы сказал: "Вы первые и выступите против меня".[Иоффе Г. Наука и жизнь.2005. № 7.]
Видимо, Иосиф Виссарионович знал цену своим приспешникам. Но главное — те, кто видел книги с пометками Сталина, написанные рукой Сталина письма, статьи и постановления, высоко оценивали его интеллектуальные возможности.
Фактом является и то, что в 1899 году он потерял интерес к учению и в конце концов был исключен за неявку на экзамен. Неужели дело в том, что подросток так увлекся революционной деятельностью?! Судя по всему — да!
Сам Сталин говорил в 1931 г. в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом: "Я не могу утверждать, что у меня уже с 6 лет была тяга к социализму. И даже не с 10 или с 12 лет. В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье… Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма..."[Сталин И.В. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом. М., 1938. С. 9.]
Про иезуитские методы добавлю: применялись и розги. Ничего не знаю о том, часто ли их "пробовал" Иосиф Джугашвили, но тут, пожалуй, важен скорее сам факт.
В России XIX века "поповичи" из семинарии толпами шли "в революцию": такое уж это было учебное заведение. Вероятно, нечто подобное произошло и с Иосифом Виссарионовичем.
Считается, что обучение в семинарии развило отрицательные черты Сталина: изворотливость, хитрость, лживость, двуличие, грубость. Что лицемерный характер политики Сталина, ее догматизм и нетерпимость,' его личная подлость прямо сформированы годами обучения в семинарии.
Есть и еще более увлекательные утверждения. Например, о том, что церковное образование лишило Сталина чувства юмора. Так и пишут: "С ранней молодости Сталин был также начисто лишен чувства юмора". Вообще-то тексты самого Сталина и его выступления показывают совершенно другое, но вот, со слов некоего "друга детства" передают, что "общие друзья и соученики Сталина по духовной семинарии всегда печалились: Коба шутить совсем не умеет. Удивительно, грузин не понимает шуток. На самую безобидную отвечает кулаками".[http://visotki.m/stalin/gorijskoe_ychilishe.php] Вопрос, правда, а какую шутку считать безобидной? Можно понять ведь и так, что для кого-то шутки казались "невинными", а у Иосифа чувства собственного достоинства было побольше, ему такие же шутки невинными не казались.
Еще более забавно, хотя и не безопасно, выглядит утверждение о безусловном безбожии Иосифа Виссарионовича. В книге "Только один год" дочь Сталина, Светлана Аллилуева, писала: «церковное образование было единственным систематическим образованием, полученным моим отцом. Я убеждена, что церковная школа, где он провел в общем более десяти лет, имела огромное значение для характера отца на всю его жизнь, усилив и укрепив врожденные качества. Религиозного чувства у него никогда не было.
Бесконечные молитвы, насильственное духовное обучение могли вызвать у молодого человека, ни на минуту не верившего в дух, в бога, только обратный результат: крайний скептицизм ко всему "небесному", "возвышенному". Результатом стал, наоборот, крайний материализм, цинический реализм "земного", "трезвого", практического и сниженного взгляда на жизнь. Вместо духовного опыта он развил в себе совсем другой: близкое знакомство с лицемерием, ханжеством, двуличием, таким характерным для немалой части духовенства, которая верует лишь внешне, то есть на самом деле не верует вообще… Из своего семинарского опыта он заключил, что люди нетерпимы, грубы, обманывают свою "паству" и тем держат ее в руках, интригуют, лгут и, наконец, имеют многие слабости и очень мало добродетелей. Нетерпимость, негибкость, неспособность согласиться с противоположным мнением, если оно очевидно более здравое, я отношу в нем также за счет опыта, вынесенного из семинарии, где воспитанникам прививались фанатизм и нетерпимость».
Книга Аллилуевой не издавалась в России. Вышла она в США (Только один год, New York, Harper & Row Publishers, 1969), в наше время ее текст доступен на: http://belolibrary.imwerden.de, а на русском языке на http://lib.aldebaran.ru/author/allilueva_svetlana/.
Говоря откровенно, верится очень с трудом. Не говоря о неловкости, с которой читаешь подленькие "откровения" дочери. Но малоуважаемая С. Аллилуева всего лишь доводит до предела то, что чаще всего пишут о семинарских годах И.В. Джугашвили.
Странно, что биографы упорно не хотят замечать очень простой вещи… Очень многое и в биографии Сталина, и в принимаемых им решениях (в том числе и уйти из Тифлисской семинарии) могут объясняться очень простыми причинами… Невольно думается, что за Сталиным просто упорно не хотя видеть никаких положительных и просто человеческих черт. Его легко обвиняют в психической патологии на основании надуманных объяснений, или просто высасывая из пальца какие-то "факты". Но "в упор не видят", что именно так, как он, и должен вести себя любой умный, а тем более любой выдающийся человек. Ничего нового.
Если не выдумывать, то что мы видим? Очень способного мальчика из бедной, незнатной семьи. Место приходского священника для сына сапожника — это просто лучезарная карьера, и мама мальчика только того для сына и хочет. Известно, что отец дважды пытался забрать Иосифа из семинарии, чтобы сделать его тоже сапожником. А мать возвращала сына назад. До конца своих дней (умерла в 1937-м), Катерина-Кеке Джугашвили жалела, что ее сын священником так и не стал.
Но что должен был думать и чувствовать мальчик, подросток, обреченный на судьбу приходского попика в селе или мелкого уездного чиновника? Обреченный независимо от его способностей и амбиций? Он-то почему должен был принимать свою судьбу как неизбежность? Вот он ее и не принял...
Талантливый человек, он легко освоил курс наук семинарии. Он убедился, что из книг и общения с людьми извлечет больше, чем из уроков. Может быть, для него и заканчивать семинарию особого смысла не было? Об этом пишут не менее анекдотические вещи: "исключен за революционную деятельность".[http://visotki.m/stalin/gorijskoe_ychilishe.php] А зачем ему нужен был этот экзамен? И аттестат семинарии? Чтобы всю жизнь перекладывать бумажки? Или махать кадилом в церкви?
Талантливым людям свойственно обостренное чувство справедливости. Это слабаков семинария могла сломать. Как писал еще одна жертва семинарского образования. Помяловский: "многих розга сделала дураками или подлецами".[Помяловский Н.Г. Очерки бурсы. Киев, 1982.] Но Сталина-то даже его заклятые враги слабаком не считали. Скорее можно предположить, что семинария сделала Сталина жестче, но и порядочнее.
По крайней мере, "душевно здоровые" члены ЦК ВКП(б) охотно смотрели порнографические открытки и соответствующие "французские фильмы". Сталина порнография коробила. Кстати, люди с нормальными психическими реакциями и нормальной потенцией в порнографии обычно не нуждаются — им она скорее неприятна. Сталин был душевно здоровее остальных коммунистов… большинства.
Садист? Ни одна из женщин Сталина не заметила в нем этих наклонностей. Отец трех разнополых детей, он единственный раз за всю жизнь отлупил ремнем своего младшего непутевого сына Василия (судя по всему, напрасно: пороть этого гаденыша следовало беспрерывно). Свои обиды детских и подростковых лет Сталин на слабых в своей семье не выместил. В отличие от многих "товарищей по партии", кстати.
А то хорошее, что можно было вынести из семинарии, он и вынес. Нет ничего более лживого до подлости, чем писания Аллилуевой про безбожие ее отца. К "воинствующему атеизму" Сталин относился с полным отвращением и с вождем "научных атеистов" тов. Кагановичем отношения у него были весьма прохладные. В одной из своих записок 1920-х годов Сталин называет богоборческие брошюрки вполне конкретно: "антирелигиозной макулатурой".
Троцкий, Ленин, Губельман, Бухарин, Апфельбаум-Зиновьев, Стеклов-Нахамкес вовсю лезли на страницы прессы, в кино. Исторические личности, как-никак! Они охотно делились биографическими подробностями любого решительно рода.
Зрелого Сталина откровенно раздражал "лишний" интерес к его биографии. Британский историк Монтефиоре нашел в архивах письмо Сталина в Политбюро: "Прошу не допускать попадания в наши газеты мещанского мусора, публикации новых "интервью" с моей матерью и прочей ненужной огласки. Избавьте меня от стремления этих мерзавцев к сенсациям!"
Легко сделать вывод, что Сталин "чего-то боялся". Но если не приписывать ему любой ценой извращенных реакций и патологий, намного легче предположить — Иосиф Виссарионович не любил копаний в том, что считал своим интимным делом.
В конце концов, выяснения — кто был настоящим отцом Сталина или порола ли его мать, ничем не лучше выяснений, была ли Наталья Николаевна Гончарова светлым ангелом или черным демоном в жизни Пушкина. Порой бывает жаль, что Пушкин не может появиться на докладе "Любила ли Пушкина Натали". Прийти с пистолетом, заткнутым за пояс, под руку с Наташей, сесть в первом ряду, положить руку на рукоять оружия и ласково улыбнуться докладчику...
Так же порой бывает жаль, что Сталин не может собственноручно "заняться" своими биографами.

 

Сталин — коммунист и уголовник

Порой удивляешься, как хватает совести сообщать, например, что Сталин с 1899 года состоял в РСДРП, и с этого же года был большевик.[Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.] Впрочем, приписывают ему членство в партии и с 1898 года. Что вообще анекдот — все 8 участников I съезда РСДРП хорошо известны поименно.[Первый съезд РСДРП Документы и материалы, М., 1958.] РСДРП раскололось на большевиков и меньшевиков с 1903 года, на II съезде. Это раз. В РСДРП Сталин вступил довольно поздно, в 1903 году, это два. А с 1898 года он состоял в грузинской социал-демократической организации "Месаме-даси".
С 1901 года он — на нелегальном положении. Клички: Рябой, Коба, Давид, Сталин. Характерна эта последняя кличка, фактически ставшая фамилией. Сталин… Не Козочка, не Фиксатый и не Рябой Черт. Выбор клички тоже о чем-то говорит.
В 1902-1913 годах Сталин арестовывался, по одним данным, шесть раз, по другим — семь, по третьим — восемь. Число побегов называют тоже разное — от 4 до 7. Высылался, он в Иркутскую, Вологодскую губернии, в Нарымский край. В глухие, гиблые места, а не в идиллическое Шушенское. Это интеллигент Ленин имел классовую поддержку других интеллигентов, которые "лепили" ему нужные справки, ходатайствовали перед начальством… Сталин — неродовит, мало образован; любому врачу и чиновнику сразу видно, что это "не человек нашего круга".
Естественно, и на этом этапе биографии ему приписываются комплексы: "В революционной среде, где ораторские способности ценились особенно высоко, Сталин постоянно испытывал чувство неполноценности".[http:/7visotki.nj/stalin/gorijskoe_ychilishe.php]
На нелегальной работе и во время побегов, конечно, ораторские способности более всего необходимы.
Более интересно, что, примкнув к большевикам, И.В.Сталин быстро становится мастером "экспроприации экспроприаторов". То есть попросту — ограблений, в основном — банков. На этой важнейшей работе он находился в 1906-1907 годах. Никак не оправдывая Сталина, отмечу: на эти средства и существовали большевики. Путешествовали, покупали поддельные документы, подпольные типографии и бумагу, просто физически жили. Ленин в селе Шушенском жил "на средства партии". Да, на те самые средства, на 90 % — от "эксов", как сокращенно называли "экспроприации".
По одним данным, Сталин "только" организовывал преступления, сам под пули не лез. По другим, лично принимал участие в "эксах". Эта вторая версия, конечно, больше нравится врагам, противникам и нелюбителям Сталина. Она и в художественной литературе активно освещена.[Искандер Ф. Сандро из Чегема. М., 1999.] Используется эта версия для "опускания" Иосифа Виссарионовича. Видите, какой он плохой?! Лично в охрану стрелял, а у охраны, небось, дети малые. Ну, да… Он стрелял и по нему тоже стреляли. А потом те, кто кушал и пил на эти добытые Сталиным денежки, на него очень обиделись и стали писать, какой он жестокий и гадкий. Действительно… Какие высоконравственные люди!
Свердлов о краже в Ачинске.

Другое классическое обвинение — что Сталин был штатным агентом Охранного отделения и "сдавал" в охранку своих "партайгеноссен". Русская эмиграция обожала эту байку — она слишком хорошо доказывала низость и подлость диктатора СССР. В "перестройку" об этом целые библиотеки написаны. Вот только беда — нигде не найдено никаких доказательств. В том числе и надежных свидетельских показаний. Приходится согласиться с тем, что "стремление публикаторов во что бы то ни стало доказать, что Иосиф Джугашвили таки был агентом-провокатором, вынуждает их верить бумагам, практически не устраивая им проверки на подлинность. Что же до самого вопроса, то он интересен, но малосущественен: не забудем, что у Сталина были гораздо большие грехи, чем сотрудничество с охранкой".[Перегудова З.Н Был ли Сталин агентом охранки? // Был ли Сталин агентом охранки? Сборник статей, материалов и документов. Редактор Ю. Фелмитинский. М., 1999.]. Показателен факт – первыми авторами этой фальшивки были евреи (Р. Бракман «Секретная папка Иосифа Сталина. Скрытая жизнь» Весь мир. М. 2004.). Нравы подполья никогда не были особо приветливыми. Характерно название книги, которую написал советский диссидент Григорович: "В подполье можно встретить только крыс". Суть дела в том, что крысами-то были все подпольщики, но Сталин как-то все выбивался из общей стаи. Обвинения в "высокомерии", "безразличии к товарищам" становятся дежурными.[Белади Л., Краус Т. Сталин. М., 1990. С. 44-45.]
Особенно много гадостей о Сталине писал Я.М. Свердлов. Может быть, потому, что этим двум пришлось жить вместе довольно плотно: в 1913 году они встретились в Туруханской ссылке. Для начала они разрабатывают план побега… И об этом плане тут же становится известно полиции! От кого из двоих? Во всяком случае, Сталин молчал, а Свердлов до конца дней обвинял именно его.
В деревне Курейка эти двое живут в одном доме. Свердлов характеризовал Кобу как "большого индивидуалиста в личной жизни, все время жаловался в письмах на его "трудный характер". То Сталин ушел из дома надолго, а Свердову ничего не сказал. То поссорились из-за миски супа, и Сталин попросту плюнул в этот суп. Тогда Свердлов супа есть не стал, и все досталось Сталину. То поссорились из-за очередности убирать помещение.
Тем, кто штатно не любит Сталина, такого рода информация — как елей по сердцу. Но сам-то Свердлов было невероятно злобен и агрессивен. Везде и всегда это тщедушное создание требовало неукоснительного подчинения своей особе, и что характерно — добивался. Известны тюремные фотографии, на которых Свердлов гордо сидит по-турецки на нарах, а позади маячат унылые физиономии профессиональных уголовников. Потому что в тюрьме Свердлов создал группировку "своих", тиранившую остальных заключенных.
Похоже, что в Курейке просто нашла коса на камень, потому что обоим деваться было некуда.
Известно так же, что в Курейке именно Сталин фактически кормил обоих: ставил сети с местными рыбаками, охотился и капканами, и с ружьем. А Яша таки Свердлов все принесенное "товарищем Кобой" исправно кушал, но ничем ему не помогал. В числе прочего — вряд ли Яша согласовывал график уборки дома с графиком работы Сталина в лесу и на реке. А работа эта, замечу, довольно тяжелая. Сам же Свердов, пока Сталин охотился, в это время "писал статьи". И, конечно же, Свердлов требовал признания своей особы "главным паханом стана Курейка".
Известно, что в конце концов полиция перевела Свердлова подальше, в село Монастырское, Сталин остался в Курейке. Стало быть, полиция считала Сталина правым? И не его убрала от Свердлова, а, наоборот, — Свердлова убрала подальше от Сталина?
Вообще о грязноватой склоке в Курейке имеет смысл писать только по трем причинам:
— таковы уж нравы коммунистов, их необходимо знать для понимания многого;
— на основании мелких коммунальных жалоб Свердлова постоянно делаются далеко идущие выводы о характере и сущности Сталина;
— жалобы на неуживчивость и скверный характер выдающихся людей очень типичны для их коллег и окружения. Особенно они характерны для неудачников и неумех. Если у меня есть свой собственный успех, почему я буду завидовать чужому? В общении с талантом другой талант не вызывает дискомфорта и не испытывает его сам.
Сильные люди и от других ждут силы. Не всегда они лояльны к слабакам и в конце концов никто не обязан скрывать свое превосходство. Сталин ведь, небось, от Свердлова требовал участия в ловле нельмы и не особо трепетно относился к его "писанию статей".
А если у человека ничего нет, кроме гордости за принадлежность к "партии нового типа" и "овладения передовой методологией"? Если болтать болтаем, а идти под пули во имя своих же идей — страшновато? Рабочему, который не хотел идти в "партию нового типа", Яша Свердлов с другими такими же отрезали голову — было дело. Но в рабочего Охрана банков и казаки ведь тоже стреляют и, случается, попадают. В Камо вот в один день пять раз попали. Похоже, что Сталин невероятно раздражал безруких трепачей именно тем, что обладал мужскими качествами и был способен не только чесать языком, но и работать.
Так же типичны "обвинения" удачливых и сильных в каких-то отвратительных чертах. Хрущев Предавал рассказ Сталина о жизни в Курейке: ""Мы готовили себе обед сами. Собственно, там и делать-то было нечего, потому что мы не работали, а жили на средства, которые выдавала нам казна: три рубля в месяц. Еще партия нам помогала. Главным образом мы промышляли тем, что ловили нельму. Большой специальности для этого не требовалось. На охоту тоже ходили. У меня была собака, я ее назвал Яшкой. Конечно, это было неприятно Свердлову: он Яшка и собака Яшка. Так вот, Свердлов, бывало, после обеда моет ложки и тарелки, а я никогда этого не делал. Поем, поставлю тарелки на пол, собака все вылижет, и все чисто. А тот был чистюля".[Хрущев Н.С. Мемуары // Вопросы истории. 1992. № 1. С. 59.]
Верить ли этому рассказу? Скорее всего, нет. Подобные истории, как и про "ужасный характер" Сталина, всегда исходили от лиц нисколько не лучшего характера и нисколько не более уживчивых. И к тому же зависимых от более предприимчивого и умного Сталина.
Взлет партийной карьеры Сталина начинается с 1912 года: Ленин продвинул своего ревностного сторонника, чуть ли не ученика, в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП. Еще в Курейке Сталин получил от Ленина перевод на 120 франков.
После Февральской революции 1917 года Сталин вернулся в Петроград из Курейки. 12 марта в протоколе заседания Русского бюро ЦК РСДРП записано: "Относительно Сталина было доложено, что он состоял агентом ЦК в 1912 году и потому являлся бы желательным в составе Бюро ЦК, но ввиду некоторых личных черт, присущих ему, Бюро ЦК высказалось в том смысле, чтобы пригласить его с совещательным голосом"!.
"Некоторых личных черт"… Люди очень не любят ничьего превосходства. Опасно превосходить среду, к которой принадлежишь… и особенно когда от нее зависишь. Знатному, потомственному еще простят… ну не то что простят, найдут оправдание: это не он сам по себе умный… Он такое же быдло, как мы все… Это его папочка с дедушкой натаскали...
А если — не знатный? Если — все сам? Тогда и приходиться рассказывать о "невозможном" характере выскочки. Мы бы его и продвинули… да он же неуживчивый такой… малокультурный… Характер чудовищный...
Не говорить же прямо, что на фоне Сталина и его работы особенно наглядно видно убожество всех этих Свердловых, Нахамкесов, Кагановичей, Красиных, Чичериных, Апфельбаумов и Рыковых. Болтливые революционные дармоеды обожали рассуждать о смысле Мировой революции и о миссии русской интеллигенции. Вот с забиванием гвоздя у них возникали проблемы. Статьи писали? А если бы не политика, кто бы читал эти статьи? Хотя бы то, что накатал Свердлов в Курейке, пока Сталин скалывал топором лед, намерзший на бортах лодки, вез "интеллектуалу" Яшеньке рыбки покушать?
Для этой оравы трепачей Сталин был для них недостаточно интеллигентен… Сынок богатого помещика и владельца сахарных заводов, Лев Давидович Троцкий называл Сталина "самая выдающаяся посредственность нашей партии". У Троцкого и клички были "интеллигентные": Перо, Старик, Седов, Артид Ото… Не то что Рябой там или Сталин. И был он живое воплощение мечты революционера: блистательный оратор, автор кучи книг, умница, любимец дам и собратьев по партии.
Гениальные вершители исторических процессов охотно поручали "самой выдающейся посредственности" всяческую "скучную" работу. И вообще — работу как таковую. И еще охотнее пользовались плодами его малокультурного мужицкого труда.
           Во всей партии большевиков только один человек был таким же носителем хороших мужских качеств: Симон Аршакович Тер-Петросян, по кличке Камо. Моложе Сталина всего на 3 или 4 года (если верить официальным датам), родом тоже из Гори, Камо прославился распространением нелегальной литературы и побегами из тюрьмы. А в революции 1905-1907 гг. он готовит боевиков и сам выходит на улицы. Не "статьи пишет", а с револьвером в руке идет против казаков и солдат. На улицах Тбилиси получил 5 ранений, но из боя не вышел. Взят с оружием в руках, сильно избит, заключен в Метехский замок. Его и там пытали — не интеллигент ведь, не "свой" для правящего класса. Это к Ленину и Троцкому — к дворянам — жандарм обращался на "вы".
Бежал и грабил банки, ходил на "эксы" до 1907 года, до выезда в Германию на закупки оружия. Полиция арестовывает Камо; чтобы не попасть под суд и не быть выданным царскому пр-ву, симулировал сумасшествие. Для этого он симулирует нечувствительность к боли. Ему вводят иглу в бедро, держат руку над горелкой с открытым огнем… Камо смеется. Так и водил за нос врачей, пока некий умный профессор не обратил внимание — зрачки-то у него расширяются! Ему больно, это не сумасшедший, а герой!
Если бы Камо не сбила машина в 1922 году, трудно сказать, как далеко он мог бы пойти. А Сталин не "мог бы", он пошел.
С 1917 года Сталин — в редакции газеты "Правда", член Петроградского ВРК, нарком по делам национальностей РСФСР (до 1923 г.).
С 1919 года нарком государственного контроля РСФСР, в 1920-1922 гг. нарком РКП РСФСР, одновременно с 1918 г. член РВС Республики и ряда фронтов.
С 1922 года и до самой смерти он — Генеральный секретарь ЦК ВКП(б).
Эта должность считалась серой, неинтересной. Как раз для неинтеллигентного Джугашвили, который и говорит с акцентом, и оратор никакой. Сталин же сумел наглядно показать, что не место красит человека, а человек место. Свою должность он превратил в инструмент для воспитания партийного аппарата. Соратники по партии трепались — Сталин работал.
До 1929 года Сталин мало отличался от остальных большевистских руководителей. Он вел скромный образ жизни, был незаметен, и все время получалось так, что другие ему понятны, а он им — нет. И настанет момент, когда деятели революции будут выть в организованных ими же пыточных подвалах.

 

Сталин-продолжатель

                             Став абсолютным владыкой и опираясь на аппарат, Сталин:
1. До конца огосударствил экономику, отказавшись даже от остатков нэпа. В партийных дискуссиях, начиная с 1923 года, все коммунисты были едины в главном. Все они считали, что товарное производство и рыночные отношения принципиально неприемлемы для социалистического общества.
Одновременно они понимали, что уничтожить их прямо здесь и сейчас — значит, вызвать катастрофу и быть сметенными, отстраненными от власти. Дискуссии велись по тактике: как долго еще терпеть рыночные отношения, как долго сохранять частное крестьянское хозяйство, в какой мере то и другое должно контролироваться государством, как в конце концов положить этому конец.
Вот Сталин и "положил конец" всяким "пережиткам капитализма".
2. Сталин довел до конца организации "культа личности" вождя.
Вовсе не он придумал такой культ. Поклонение вождям было уже во времена Французской революции. В годы Гражданской войны и после создавались культы Ленина и Троцкого. Культ Троцкого просто не успел развиться и стать частью советской культуры, а вот Ленину повезло: вовремя помер. Как помер, сразу стал никому неопасен и стал очень подходить для создания культа отца-основателя. Того, об общении с кем легко и приятно рассказывать, придавая значимости и самому себе через вождя. Он же не сможет уже отрицать...
Создание культа личности Ленина было важным партийным делом. Работала "Комиссия по увековечиванию памяти В.И. Ульянова", переименовали до 30 городов и сел, в том числе и Петроград в Ленинград.
Сначала Троцкий в этом активно участвовал и говорил: "Ленина нет, но есть ленинизм. Наша партия есть ленинизм в действии. Пойдем вперед с факелом ленинизма".
Позже он возмущался, что "отношение к Ленину как к революционному вождю было подменено отношением к нему как к главе церковной иерархии".
Потому что 26 января 1924 года прозвучала речь Сталина "По поводу смерти Ленина". Полную мистицизма и религиозной терминологии речь под названием "Клятва" заучивали несколько поколений школьников в СССР.
Как обычно, очень доходчиво и просто Сталин рассказывал, почему атеиста и врага всякой религии Ленина набальзамировали, как фараона? А это потому, что к нему пошло паломничество десятков тысяч трудящихся. И это еще только начало! Потом к Ленину потянуться сотни тысяч… потом миллионы и десятки миллионов паломников со всех континентов. Как же не сохранить светлый образ?
Сталин создавал культ мертвого вождя, чтобы самому в свете этого культа стать верховным жрецом. То-то сердился и раздражался Лёва Троцкий!
Пройдет всего 10-15 лет, и любое собрание в любом учреждении будет выбирать товарища Сталина в почетный президиум. Во всех школах будет висеть его портрет, а в детском саду будут петь песенку:
Я маленькая девочка, играю и пою!
Я Сталина не видела, но я его люблю!
Возникнет новый жанр: "Новина" — по аналогии с "Былиной". В "Новинах" о Ленине и Сталине будут повествовать в стиле "былин" Древней Руси, а число картин "Сталин в Батуме" перевалит за сотню. А казахский акын Джамбул запоет: "Сталин — глубже океана, выше Гималаев, ярче Солнца. Он — учитель Вселенной".
Но что нового сделал Сталин? Ничего. Он не сделал ничего такого, чего не хотел бы сделать Троцкий. Только Троцкий не сумел, а он сумел.
3. Сталин последовательно строил и воспитывал аппарат: советскую бюрократию. Тоже поступок продолжателя, а не реформатора.
Ему постоянно ставят в вину "создание" страшной НКВД, "кровавой гебни Сталина". Но, во-первых, НКВД Сталина — это клуб вегетарианцев по сравнению с ВЧК Дзержинского.
Во-вторых, попытки реформировать ЧК и превратить сборище мясников в спецслужбу предпринимались и задолго до него.

Судьба ВЧК и ее кадров

               На страшную мясорубку ВЧК возлагалась "борьба с контрреволюцией", геноцид по отношению к "эксплуататорским классам", накопление награбленного у "эксплуататоров" имущества, ведение внешней и внутренней разведки, охрану государственной границы и все чаще — различные хозяйственные операции.
С функцией истребления и ограбления Ч К справилась великолепно. С разведкой и контрразведкой — много хуже. Эти функции все чаще выходят за рамки первоначально определенных для ЧК. А сама ЧК становится максимально одиозным символом бессудной расправы и садистской жестокости. Да и кадры были соответствующие.
Ни в одной спецслужбе мира никогда не было такого количества психов, да и не могло быть. В спецслужбах и разведках как раз огромное значение придается психической и психологической устойчивости. Любая психическая повернутость и шпиона, и ловящего шпионов контрразведчика слишком дорого обойдется и для них самих, и для государства, которому они служат. А тут — психопат на психопате.
Такое изобилие извращенцев и психов в ЧК доказывает только одно — ЧК вовсе не был спецслужбой или тайной полицией.
Чекисты "ленинского призыва", соратники Дзержинского и товарищи по партии Мартина Лациса не умели буквально ничего необходимого для работы в тайной полиции. Они не умели ни вести допросы, ни вызывать доверие, ни вести сложные психологические игры, ни работать с источниками информации...
В годы Гражданской войны эти люди были куда как востребованы. И для покорения, и для ограбления России: все награбленные ими ценности сдавались в особую ленинскую партийную кассу. Кто пытался наживаться сверх определенного минимума — сам попадал в расстрельный подвал.
Но для работы в разведки они совершенно не годились. Они умели только убивать — а после 1922 года этого в таких же масштабах уже никому не было нужно.
При реорганизации ВЧК в ОГПУ сразу же сократили уездные чрезвычайки, потом "местные" концлагеря. Комиссия 1923 года выявила 826 "неоправданных" расстрелов, коррупцию, алкоголизм. Весной 1923 года прикатила комиссия на Соловки. С 1924 года исполнителей приговоров заменили: с чекистов на уголовников. Палачей держали в одиночках, хорошо кормили и беспрерывно поили водкой, а потом тоже уничтожали. Уже как свидетелей.
Число "чекистов" сократилось, потом стало снова расти. Но главное — изменился состав. Вдохновенные убийцы по призванию, расхристанные кокаинисты с поврежденной психикой стали не нужны и опасны. Часть пропали сами от водки и кокаина. Другие сходили с ума. Даже такие известные коммунисты, как Кедров и Бела Кун кончили свои дни в психушке. Там же кончили знаменитые садистки — комиссарши Нестеренко и Ремовер. Огромное число "кадров ленинского призыва" расстреляли, как харьковского маньяка Саенко, бакинского палача Хаджи-Ильясова.
Более вменяемые "герои красного террора" дожили до середины 1930-х. Вуль, Фридман, Фриновский еще долго служили и получали повышения. Киевский чекист Яковлев прославился тем, что расстрелял собственного отца. Теперь он стал заместителя наркома иностранных дел Украины. Теоретик расстрелов М. Лацис стал директором Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Но и все эти… двуногие существа не пережили большого террора 1930-х гг. Это об их несчастной судьбе плакали в годы "перестройки" как о первых жертвах Сталина: "ленинской гвардии".

От ЧК — к НКВД

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. Так управление органами милиции и госбезопасности передается одному ведомству.
15 ноября 1923 Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ НКВД в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. НКВД освобождается от функции обеспечения государственной безопасности.
Революционные деятели запутывали — Сталин распутывал и превращал в стройную систему. Для начала он уничтожил прежнюю "вольницу" на местах.
15 декабря 1930 ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик". Руководство милицией и уголовным розыском возлагается на создаваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска. Одновременно ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска", на основе которого ОГПУ и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения работников милиции и уголовного розыска, но и использования в своих целях их гласного состава и негласной агентурной сети.
Теперь система стала максимально централизованной.10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял постановление "Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР", в состав которого вошло ОГПУ СССР, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Помимо ГУГБ в составе НКВД имелось еще четыре главных управления — Главное управление рабоче-крестьянской милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление лагерей (ГУЛаг) и Главное управление пожарной охраны.
Кроме их, в составе НКВД имелся орган внесудебной расправы — Особое Совещание при наркоме внутренних дел, имевшее полномочия выносить приговоры о заключении, ссылке или высылке на срок до 5 лет или выдворении из СССР "общественно опасных лиц". Особое Совещание заменило упраздненную судебную коллегию ОГПУ.
На вновь созданный НКВД СССР возлагаются очень широкие задачи: обеспечение общественного порядка и государственной безопасности; охрана социалистической собственности, то есть собственности государства; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана; содержание и охрана мест заключения.
Впоследствии неоднократно производились реорганизации, переименования как управлений, так и отделов. Но это уже не так существенно.
В Петроградской ЧК в 1918 году работали около 600 человек, к середине 1919 г. их число возросло до 1300. В масштабах всей Советской республики таких подручных ЧК по разным подсчетам к концу 1918 года насчитывалось до 30-40 тысяч человек, а к 1921 году перевалило за 123 тысячи человек.
В 1937 году только центральный аппарат НКВД насчитывал более 8 тысяч человек. Общее же число сотрудников НКВД, и подчиненных ему военных подразделений превышает 800 тысяч человек. При абсолютном превосходстве по качеству. Поразителен еще один факт – по мере уничтожения евреев в руководящих органах НКВД репрессии сошли практически на нет

 

 

Реабилитация русских

                 В первые двадцать лет советской власти так же, как с "религиозным дурманом", боролись и с "русопятством" и "русским шовинизмом", с "черносотенными настроениями". А под этими плохими настроениями имелось в виду вообще хорошее отношение к любым событиям русской истории. В том числе к войне 1812 года или к организации университетов Александром I. Ведь по мнению коммунистов, ничего вообще хорошего за сотни лет русской истории не было и быть не могло.
Полагалось считать, что в огне Гражданской войны Россия погибла, убита коммунистами, и следует радоваться по этому поводу. Маяковский, например, ликовал, что красноармеец застрелил Россию, жирную торговку, — образ такой у него для России.
Для коммунистов и 1812 год был исключительно "спасением помещичьей "Расеи" руками обманутых крестьян".[Покровский М.Н. Краткий курс русской истории. ПГ, 1919.]
И завоевание мусульманских областей описывалось так: "Погубил на стенах крепости несколько сот русских мужиков, одетых в солдатские шинели".[Соколов-Микитов И.С Ленкорань. М., 1937. С. 7.]
Луначарский не где-нибудь, а в одном из своих циркуляров писал с предельной обнаженностью: "Нужно бороться с этой привычкой предпочитать русское слово, русское лицо, русскую мысль..." Как говорится, коротко и ясно.
Запрещены, изымались из библиотек и "Былины", и русские летописи. Люди Луначарского шерстили библиотеки, извлекая из них… русские народные сказки. То есть, с точки зрения классовой борьбы ничего вредного невозможно найти в "Коте-котке, сером лобке" или в "Крошечке-Хаврошечке". Но тут действовала иная логика — логика истребления исторической памяти, максимальной денационализации русских. Чтобы не было самого русского слова, русского лица — тогда и предпочитать будет нечего.
Даже само слово "Русь" считалось эдаким… контрреволюционным. И вообще слишком много внимания к русской истории, русскому языку, русской культуре, вообще ко всему русскому стало чем-то очень, очень подозрительным.
Что же признавалось в русской истории? Только одно "освободительное движение". Степан Разин, Кондрат Булавин, Емельян Пугачев и другие разбойники должны были стать героями для россиян. А Суворов, Кутузов, Нахимов, соответственно, должны были предстать "реакционными защитниками старого режима".
В народной культуре изыскивалось, а то и придумывалось все, что могло доказать главную идефикс большевиков: что народ всю русскую историю только и делал, что ненавидел "угнетателей" и восставал против "проклятого царизма".
Инженеру Покатило
Морду паром обварило.
Жалко, жалко нам, ребята,
Что всего не окатило.

До сих пор не очень понятно, действительно ли распевали в рабочих слободках частушку, или ее придумали "перековавшиеся" профессора филологического факультета Петроградского университета. Должны же они были откопать перлы революционного пролетарского фольклора, чтобы не попасть в концентрационные лагеря?!
Писались и соответствующие книги, изображавшие строительство империи преступлением и мерзостью, а "русских колонизаторов" — сборищем зверья и негодяев.
В книге А.П. Окладникова, посвященной присоединению Бурятии к России,[Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.) Л., 1937.] живописуются чудовищные зверства "карателей и колонизаторов". То же самое — в книгах о присоединении Грузии, Средней Азии или Северного Кавказа. Шамиль и казахский феодал Кенесары, обижавшийся на русских за запрет работорговли и "права первой ночи", считались "положительными". А офицеры Ермолова и Скобелева — сугубо "отрицательными".
Вообще-то власти были довольно последовательны в своем интернационализме, в идее равенства народов. Во время официальных советских праздников, шествий и митингов обязательно выступали представители разных народов, и скажем, в 1933 году в Ачинске бороться с религиозным туманом призывали одновременно украинец, требуя искоренить православные храмы, поляк, требуя искоренить католицизм; бурят требовал закрыть буддистские дацаны, еврей — синагоги, а татарин — мечети.[Лопаткин Г. С. Летописание города Ачинска. Ачинск, 2002. С. 46.]
Интернационализм? Несомненно! Но что характерно, даже в этой ритуальной пляске русские не участвовали. Ведь русский народ был народом, в чем-то виноватым перед всеми остальными, и он должен был нести свою вину и чувствовать...
Так что равенство равенством, а получается, что это равенство проводилось так уж последовательно. Русский народ с 1918 г. по самый конец 1930-х рассматривался как неполноценный, зараженный великодержавным шовинизмом и подлежащий перевоспитанию. А слова "русопят" и "кондовая Русь" стали очень обычными для обозначения всех, кому "интернационализм" хоть немного не нравился. Характерно, что из всех союзных республик СССР только у Российской Федерации не было ни столицы, ни своей Академии наук.
В ходе культурной революции Сталина русский народ из презренного сборища контрреволюционеров и черносотенцев, подлежащих неукоснительному перевоспитанию, превратился в великий русский народ, несущий в себе, правда, уже не Бога, а Мировую революцию… Но что-то, несомненно, несущий и потому уже не подлежащий истреблению и перевоспитанию. Казаки из русских свиней и черносотенной сволочи тоже превратились в людей, а буряты из защитников Отечества от зверств русских империалистов — в "добровольных" присоединение.
На 1936 г. приходится погром исторической школы Покровского, бывшей до того официальной. Той самой школы, в которой русские — колонизаторы и подонки. Партия под руководством Сталина поставила задачу написать историю России не с позиции классовой борьбы, а с позиции создания громадного государства. Эта история коренным образом отличалась от той, которую писали в Российской империи, но она была намного более приемлема для 90 % населения, чем бредни Покровского про хроническую классовую борьбу отсюда и до обеда.
В сталинской версии истории России стало "необходимо" найти как можно больше доказательств того, сколь русский народ древен, могуч и велик, и как все к нему добровольно присоединялись.
Такой рассказ об идиллии "добровольного присоединения легче всего раскритиковать, но он имел немало положительных сторон. Русские переставали себя чувствовать вредным элементом в собственной стране. Все народы СССР могли осознать себя не жертвами "русского колониализма", а строителями общего государства. Приятнее как-то.
Второй пункт "отступничества" Сталина: он строил. Строились целые города и целые кварталы в уже существующих. Был даже проект перенести центр Петербурга в район нового Московского проспекта. В конце концов от этого отказались, но старый город Петербург дополнился почти таким же по площади "новым Петербургом" со зданиями в стиле "сталинского классицизма".
Возводились монументальные сооружения. Это и сталинские небоскребы в Москве, и метро в Москве, а потом и в Ленинграде. Это монументальные сооружения вокзалов, речных вокзалов, советских учреждений и главков, вузов и школ. Поставили монумент "Рабочий и колхозница", много памятников Ленину, Кирову и Сталину. Города начали расти. Уродливо? Окруженные множеством бараков? Да. Но росли, приобретали другой, новый облик.
В-третьих, Сталин начал реальную индустриализацию СССР. Говорили об этом с 1918 года. Осуществил Иосиф Виссарионович. Подъем производства, создание целых отраслей промышленности и целых промышленных районов, великие стройки.
Дешевизна рабочей силы и возможность концентрировать массу средств позволяла строить много и в разных местах, практически одновременно. Сколько писали об ужасах "Беломорканала", который оказался к тому же совершенно ненужным! Да, это пример скверного отношения к людям, бесхозяйственности и жестокости. Но еще это пример того, что может мобилизационная экономика. Через короткое время она даст и Магнитку, и Кузбасс, и Челябинский тракторный завод. Цена чудовищная? Да. Но цена революции была не менее, а более чудовищной — и без малейших признаков того самого прогресса, под знаменами которого совершалась.

 

Литература:

    http://txt.rushkolnik./rudocs/index-123749.html?page=10
    Сталин И.В. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1947.
    Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вермонт, Khronika press, 1984
    Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989
    Карсанов А. Документы и материалы к биографии И. В. Сталина //Ираф. 1995. № 3, 7
    Кодолаев Г., Багаев Ч. Кто ты, Сталин? Цхинвал. 1995.
    Похлебкин В.В. Великий псевдоним. М… 1996.
    Тогошвили Г.Д. Грузино-осетинские взаимоотношения в XV-XVIIJ вв. Тбилиси, 1969.
    Рыбаков А. Дети Арбата. М., 1988.
    Майсурадзе И. Грузинские фамилии. Тифлис, 1950.
    Бушков А.Л. Сталин: Ледяной трон. М.2004;
    Бушков А.А. Сталин: Красный монарх. М., 2004
    Троцкий Л. Сталин. М., 1990.
    Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1917-1929 гг. М., 1991.
    Островский А. В. Джугашвили и Мачабели // Известия Русского генеалогического общества. СПб, 1986.
    Тюленев И.В. Крах операции «Эдельвейс». Орджоникидзе, 1975
    Иоффе Г. Наука и жизнь.2005. № 7.
    Сталин И.В. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом. М., 1938
    http:// lib.aldebaran.ru/author/allilueva_svetlana/
    Помяловский Н.Г. Очерки бурсы. Киев,
    Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996
    Первый съезд РСДРП Документы и материалы, М., 1958.
    Был ли Сталин агентом охранки? Сборник статей, материалов и документов. Редактор Ю. Фелмитинский. М., 1999
    Р. Бракман «Секретная папка Иосифа Сталина. Скрытая жизнь» Весь мир. М. 2004.
    Белади Л., Краус Т. Сталин. М., 1990.
    Хрущев Н.С. Мемуары // Вопросы истории. 1992. № 1.
    Покровский М.Н. Краткий курс русской истории. ПГ, 1919.
    Соколов-Микитов И.С Ленкорань. М., 1937
    Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.) Л., 1937
    Лопаткин Г. С. Летописание города Ачинска. Ачинск, 2002

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 810 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Прочитал,- нажми! Поделись с друзьями.

 

 
Публикации