Рабы немы

16 августа 2013 - Droid
article2886.jpg

Рабы немы

О коммерциализации бюджетной сферы, в частности, образования и здравоохранения, сказано немало. Я бы хотела сказать лишь о небольшой, непосредственно мне знакомой части этого процесса, касающейся дошкольных детских учреждений — проще говоря, детских садов. Говоря кратко и без эмоций, их положение сегодня плачевно. Не буду касаться вопроса оплаты труда работников детских садов (если это вообще можно назвать оплатой). На мой взгляд, есть вещи более важные, непосредственно касающиеся всех тех, у кого есть маленькие дети или кто собирается их заводить.

Садики уже фактически перешли на самофинансирование. Ни одной игрушки, конструктора, ни одного учебного пособия мы давно уже не получаем. Абсолютно все — от канцелярских принадлежностей и мыла до столика для рисования мы покупаем на родительские деньги или их приобретают сами родители.

Однако, пока мы все же ухитряемся заниматься с детьми. Не "дополнительно" — т.е. за дополнительную плату, что пытается внедрить руководство, а просто по программе — как положено. Ругаемся с начальством, когда группы переполняются, ссылаясь на нарушение санитарных норм. Похоже, что скоро этому придет конец.

Вот дословная цитата из официального сообщения РИА "Новости": "Президент также сказал, что есть предложения разделить законодательно детские сады на полноценные, в которых есть образовательные и воспитательные функции, и те, где дети просто проводят под присмотром время. В свою очередь, Фурсенко сообщил, что есть еще третий вариант когда ребенок приходит в сад на короткое время". Понятно из контекста, что "полноценные" детские сады — это, разумеется, платные.

А в "бесплатных приютах" проводить время будет небезопасно даже для физического здоровья ребенка. Министр образования выразил готовность бороться против "чрезмерных требований санитарных служб". В прессе можно прочесть, что и так повсеместно нарушаемая норма количества детей в группе будет изменена — разумеется, в сторону увеличения этого количества. Пока заведующим даются из РОНО негласные указания, однако, скоро это будет закреплено законодательно. Окончательно будут узаконены трехъярусные кровати.

Несколько дней назад у нас были — в строгом согласии с законом — предупреждены о грядущем сокращении повар и завхоз. Правда, им сказали, что уволив их из детского сада, их немедленно возьмут на работу в какую-то другую компанию, а заниматься они будут тем же самым. Однако, как будет на самом деле, никто естественно предугадать не может. Замечу, отсутствие повара, да и заказывающего продукты завхоза довольно очевидно скажется на детях, да и на их родителях, наверное.

На последнем педсовете мы были ознакомлены с приказом Министерства Образования и науки РФ No.655. Согласно этому приказу, занятия в детском саду проводиться не будут. Обучение и воспитание будут производиться в рамках совместной деятельности и режимных моментов. Совместная деятельность — по определению необязательные для ребенка игры (совместно с воспитателем). Режимные моменты — моменты гигиенических процедур — мытье рук-ног-лица, поход в туалет и прочее, а также одевание-раздевание, принятие пищи, укладывание и подъем в рамках тихого часа и т.д. Определенного рода обучение и воспитание, конечно, происходит и в такие моменты, с этим не поспоришь.

Т.обр. организуется государственное гетто для детей бедняков, вынужденных "сдавать" детей (пока что — на день) — как багаж в камеру хранения, где за ним "присмотрят", чтоб отпахать положенное на буржуя. Нужно понимать, что это не милостыня государства. Эти гетто нужны именно буржуям, иначе ими бы не озаботилось буржуйское государство. Неправда, что дети бедняков никому не нужны. Дети нужны — из них вырастут новые работники и новые солдаты — рабочий скот и пушечное мясо. Детей, так или иначе, накормят, возможно, выгуляют, научат простейшим навыкам самообслуживания, научат покорности и послушанию (надо четко понимать, что там где отсутствует собственно воспитание, единственным способом обеспечить хоть какой-то порядок и безопасность каждого ребенка в группе детей — это дисциплинарная дрессировка, основанная на страхе). Однако, немыслимой, абсолютно нефункциональной расточительностью и даже опасной причудой стала бы попытка какого-то иного их обучения.

Есть ли какая-то другая трактовка всех этих мероприятий? Разумеется. Я с ней не знакома, но с большой вероятностью могу ее представить — в связи с концепцией личностно-ориентированного воспитания свободного человека в свободном буржуазном мире в противоположность тоталитарному воспитанию в тоталитарном совке. Итак, в той или иной степени и форме обязательные занятия, реализующие некую программу обучения, отменены, вместо этого ребенок воспитывается и обучается в свободном сотрудничестве и совместной игре и творчестве с другими детьми и взрослыми. Дешево и сердито. Должно понравиться анархистам, по-моему. Но давайте рассмотрим этот вариант поподробнее.

Действительно, существуют различные теории и практики в разной степени свободного воспитания детей. Многие из них — вполне успешные — во всяком случае, относительно тех целей, которые они перед собой ставят. Например, Вальдорфская система и прочие. Все они, при всей их спорности, во-первых, являются едиными, продуманными, имеющими определенную логику и опирающимися на определенный идейный и теоретический базис системами, а, во-вторых, требуют несравнимого ни с обычной "классической", ни, тем более, с бедствующей сегодняшней системой, уровня затрат материальных и человеческих ресурсов. Чтобы обучить ребенка исключительно в игре, без всяких требований к нему, надо, чтобы один воспитатель был не на каждые 25, а на каждые пять человек. Необходимо отдельное помещение, причем, естественное, не являющееся по совместительству столовой и спальней, а также — соответствующее оборудование: развивающие игры, материалы, ковры на полу, свободно сидя или лежа на которых, ребенок будет непринужденно развиваться, в противовес кондовому сидению на тоталитарных стульчиках. Тот, кто представляет стоимость хотя бы только соответствующего игрового оборудования для одного такого помещения, понимает, что эта стоимость полностью перекроет бюджет нескольких муниципальных детских садов сразу. Сегодняшний бюджет, который теперь будет еще урезаться и стремиться к нулю.

Я не обсуждаю сейчас даже правильность и необходимость таких систем воспитания. Я просто поясняю, что все эти преобразования не имеют к ним не малейшего отношения. Можно спорить о правомерности "голодания ради здоровья". Но увидеть лечебный эффект от голодания жителей блокадного Ленинграда может только циничный подонок. Так вот, хотелось бы, чтобы родители хорошо поняли: "лечебное голодание" и прочие, полезные или не очень, затеи будут для детей тех, кто сможет за них заплатить очень немаленькие деньги. Для остальных детей — будет просто "голодание" без затей.

Вернемся опять в "проклятое советское прошлое". По крайней мере несколько моих знакомых, прошедших советские детские сады, говорили мне, что и там особых занятий не наблюдалось. И хотя это, вроде бы, идет вразрез с официальной советской концепцией дошкольного воспитания, и в моем личном детсадовском опыте было не так, тем не менее, не я подвергаю сомнению их рассказ. Однако в то время школа, во всяком случае, начальная, была никак не дифференцирована по уровню подготовки детей и материального положения родителей. Школа брала на себя обязанность, вне зависимости от начальной подготовленности ребенка, обучить его с нуля — читать, писать, считать. Что она, школа, и выполняла. Сейчас ситуация в корне изменилась. Ребенок, не подготовленный тем или иным способом к школе, в ней обучаться не сможет. Даже в обычной школе ребенку, не имеющему представления о цифрах и буквах, с рукой, не подготовленной к письму, учиться будет крайне затруднительно. А уж в "престижной" школе ребенок, не подготовленный к обучению к ней, учиться не сможет вообще.

Таким образом, сегрегация детей в зависимости от богатства или бедности их родителей начинается уже с рождения. Абсолютному большинству трудящихся не по карману отправить своего ребенка в частный садик (20-30 тысяч в месяц). Единственный выход — отдать его в переполненную, необорудованную и плохо проветриваемую группу, где дети сидят друг у друга на голове, спят на кроватях в три яруса, где с ними не занимаются, а лишь надзирают. При этом даже его физическая безопасность под большим вопросом.

Обосновывая перед своим младшим сыном необходимость учиться как следует, я рассказывала ему о миллионах изнуренных нуждой и беспросветным трудом людей, которые учились читать и писать, выводя огрубевшими пальцами первые корявые буквы: "РАБЫ НЕ МЫ, РАБЫ — НЕМЫ". Да, они не были рабами, они проложили своей грудью дорогу в царство свободы, не только для себя, но и для своих детей и внуков. Это были наши прадеды и деды, и сейчас от нас зависит, вернется ли все на круги своя, станут ли наши дети вновь и окончательно немы.


15 мая 2011 — Ольга Смирнова

Рейтинг: 0 Голосов: 0 655 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Прочитал,- нажми! Поделись с друзьями.

 

 
Аудио Сказки